Древние пруссы занимали довольно компактную территорию на побережье Балтийского моря между реками Мемеле и Висла. К пруссам относилось несколько родственных по происхождению племен — сембы, натанги, погезане, помезане, скальвы, галинды, ятвяги и вармийцы. Земли последних, если смотреть по современной карте, на северо-западе выходили к Вислинскому (Калининградскому) заливу, а на западе граничили с территорией Германии. Это было своего рода сердце древней Пруссии.

Хотя при упоминании пруссов сразу же приходит на ум Германия, они не относятся к германским племенам. Пруссы входили в число балтских народов, которые поселились на юго-восточном берегу Балтийского моря еще в доисторические времена. У них были общая история, общая культура и практически единый язык. Но наиболее сплачивающим элементом их общности была вера.

Под священным дубом

Боевой священный флаг «Widewuto» с рунической надписью и изображением древних прусских богов Patolos, Perkunos и Potrimpos (слева направо)
Боевой священный флаг «Widewuto» с рунической надписью и изображением древних прусских богов Patolos, Perkunos и Potrimpos (слева направо).

Веру среди пруссов ввел легендарный вождь Видевут. По местным мифам, этот вождь происходил из племени кимвров, но был вынужден переселиться со своим братом-соправителем и всем народом на западные земли. Однажды на многочисленных кораблях Видевут со спутниками прибыл в устье Вислы, чтобы начать здесь новую жизнь.

Земля, где этот десант высадился, была совершенно дикой. Вождь взял на себя функции жреца и основал языческое капище, впоследствии известное как Прусская Ромува. Со временем Ромув (переводится это слово как «тихое, уединенное место») возникло великое множество, и трудно сказать, где находилась самая первая. Но уже скоро балты, попавшие под власть Видевута, молились и совершали жертвоприношения трем языческим богам — Перкунасу, Патолсу и Потримпсу. Если последние двое богов нашему слуху ничего не говорят, то первый отлично известен. Это тот самый княжеский бог Перун с золотыми усами, чьего идола водрузил на холме Владимир Святославович перед тем, как обратить взоры на более полезную религию — христианство.

Легендарный герб пруссов.
Легендарный герб пруссов.

Пруссы, с легкой руки Видевута, стали отличными язычниками. За своих богов они держались крепко и ни в какую иную веру обращаться не желали. Главное святилище пруссов находилось в лесу под священным дубом. В дуплах огромного дерева находились идолы богов. А перед дубом — жертвенник. На этой лесной поляне собирались взрослые пруссы, чтобы совершать языческие таинства. Чтобы шум не тревожил небожителей, их от народа отделял искусно вытканный полог, который поднимали только во время праздников или для того, чтобы узнать, каким будет для племени грядущий год.

В старости Видевут, как и положено дряхлеющему жрецу, принял добровольную смерть в жертвенном костре. А власть над племенами пруссов получили сыновья Видевута и его брата-близнеца Брутена. Литтпо стал правителем восточно-балтских племен, из которых позже вышли литовцы, Замо получил власть над Земландом, где ныне стоит Калининград. Немецкие легенды рассказывали, что особенной любовью Видевут отмечал свою жену, которую звали Эрме или Варма.

Земли, населённые различными прусскими племенами
Земли, населённые различными прусскими племенами.

По ее имени центральная земля пруссов и была названа Вармией, а ее жители — вармийцами. Вокруг Вармии раскинулись земли с диковинными названиями: Погесания, Помезания, Любавия, Кюльмерланд, Натангия, Надрувия, Скальвия, Самбия, Сасна, Галиндия, Судовия. Все это были прусские территории. Но находились они впритык к польским и немецким землям, в те времена — уже христианским.

Крестовый поход

Защищать и отстаивать языческую веру в стремительно христианизирующемся мире было невозможно. Этого пруссы не понимали. Если князь Владимир Святой быстро сообразил, что никакой златоусый Перун не спасет Киев от вражеских набегов, и выбирать можно лишь между Иисусом римским и Иисусом византийским, то пруссы не вняли увещаниям миссионеров. В 997 году они зверски убили отправившегося проповедовать слово Божье епископа Адальберта.

Крест Святого Адальберта, установленный на месте предположительной его гибели, 1945 г., ныне - Калининградская обл., Балтийский р-н, п. Береговое.
Крест Святого Адальберта, установленный на месте предположительной его гибели, 1945 г., ныне — Калининградская обл., Балтийский р-н, п. Береговое.

Епископ умудрялся выходить живым из лап польских язычников. Даже с успехом противостоял собственной церкви, если считал, что богатые христиане живут хуже язычников. Он искренне верил, что сможет проповедями обратить любые души ко Христу. Поэтому Адальберт совершил величайшую из глупостей: в землю пруссов отправился один, без военной охраны. Более того — пришел проповедовать во время языческого собрания в одной из Ромув Самбии. Разумеется, местный жрец-криве отрубил ему голову прямо на языческом жертвеннике. А благодарный народ тут же поднял его тело на копьях, смеясь, что так епископ будет ближе к своему Богу.

Еще через десяток лет пруссы убили другого миссионера, тоже явившегося без оружия и охраны. И на это христианские правители ответили войной. Польский король Болеслав Храбрый разгромил и сжег святилище пруссов в Натангии. Датский конунг Кнуд Великий прошелся огнем и мечом по Самбии. На протяжении XI и XII веков польские короли то и дело вводили войска в неспокойные земли пруссов. А в начале XIII века папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против пруссов. На призыв откликнулись все польские рыцари-крестоносцы и влиятельные князья. Большой вклад в уничтожение пруссов внес знаменитый рыцарь Конрад Мазовецкий — его земли как раз граничили с прусскими. Несколько раз Конрад водил на язычников и польское, и русское войско.

Но пруссы не сдавались и отвечали еще более жестким сопротивлением. Так что князь решил избавиться от головной боли и переложить борьбу с язычниками на рыцарей Тевтонского ордена, уступив им Хелминскую землю (так в Польше именовали земли пруссов) в безвозмездное пользование на 20 лет. Рыцари взялись за дело с немецкой основательностью. Бить они решили в сердце прусской территории — в Вармию. Они ударили по вармийскому замку Хонеду и стерли его с лица земли. На его месте рыцари возвели свой каменный и неприступный замок-крепость — Бальгу. Казалось, за 1238-1241 годы Вармия была полностью покорена. Ее жители либо погибли, либо насильно были обращены в христианство. Но пруссы не сдались!

Последние очаги

В 1242 году против тевтонцев восстала вся Пруссия. Восстание длилось семь лет и закончилось подписанием мирного договора. В обмен на вечный мир пруссы разрешили рыцарям построить замок в вармийском городке Лидзбарке и в Бранево. Но мир не продлился и года. Крестоносцы не думали отступать. Язычество они хотели извести под корень.

Руины замка Бальга, примерно 1840 г.
Руины замка Бальга, примерно 1840 г.

В 1249 году вспыхнуло второе прусское восстание, а в 1260-м — третье. На этот раз противостояние длилось 14 лет. Вождь вармийцев Глаппо даже сумел отбить замок Бранево. Но ему не удалось захватить Бальгу — крепости орден строить умел. Даже во время восстания строительство не прекращалось. Так был возведен замок Бранденбург, рассекавший силы вармийцев и натангов. Он стоял точно посередине между Бальгой и Кёнигсбергом. Умело распределяя военную силу, рыцари разобщали восставших и превращали свои твердыни в отличные ловушки.

Пытаясь взять Бранденбург, Глаппо попал в плен и в 1273 году был повешен. Оставшись без руководителя, восставшие постепенно сдавали позиции и через год прекратили сопротивление. С восстаниями в Вармии было покончено. Другие прусские земли продолжали сопротивление до 1283 года. На заключительном витке борьбы с тевтонцами к восставшим присоединились даже недовольные вторжением рыцарей в Польшу местные князья.

20 лет, на которые Хелминская земля была отдана в управление тевтонцам, давно кончились. Но рыцари не собирались возвращать полякам их земли. Напротив, они захватили польские территории, лежащие южнее земель пруссов. И в Вармии, и в других землях пруссов начинались поголовная христианизация и ассимиляция: на западе — с германцами, на востоке — с поляками. В Вармию потянулись переселенцы другого этнического происхождения. Через несколько веков жители Вармии уже не были язычниками и утратили национальную самобытность. В Хелминской земле заговорили по-немецки. О прежнем языке напоминали только старые названия городов и сел.

К концу XVII — началу XVIII века прусский язык исчез. А Пруссия стала прочно ассоциироваться с Германией. Что же касается Вармии, Натангии, Самбии, Погезании, Помезании, Скальвии, Галиндии, то от них не осталось даже названий. Человеческая память, увы, коротка. И когда исчезает народ, его прошлое помнят только историки.

Николай Котомкин

Подписка
Оповещать
guest

1 Комментарий
новые
старые по оценке
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Администратор
2 лет назад

Приятно, что наш коллаж, используемый в оформлении данной статьи, используется в экспозиции музея, расположенного в Шведской крепости Балтийска (форт Пиллау).

Выпуск Калининградских «Вестей» на 1:34: https://www.youtube.com/watch?v=xDtFwDZP7h8