История знает примеры женского участия в политике даже в те времена, когда, казалось бы, весь мир принадлежал мужчинам. Иногда они оказывали прямое влияние, иногда плели закулисные интриги. Особенно сложно дело обстояло в исламском мире. Однако и здесь имеется несколько любопытных примеров. Один из них — крымская и казанская ханша Нур-Султан.

Точная дата рождения ханши Нур-Султан неизвестна. Историки полагают, что она была рождена между 1450 и 1451 годами в Ногайской Орде, в семье правителя Темира. Темир приходился правнуком знаменитому Тамерлану по линии отца.

Старшая жена

В 1466 году в возрасте 15 лет она была выдана замуж за казанского хана Халиля. Семейная жизнь с Халилем не продлилась долго, так как в 1467 году он умер. Нур-Султан, по устоявшемуся обычаю тех времен, вышла замуж за его брата Ибрагима. О том, как складывалась супружеская жизнь с Ибрагимом, сведений немного. Известно, что Нур-Султан стала третьей супругой хана, однако вскоре сделалась старшей женой. Она была достаточно образованна для своего времени и имела вкус к международной политике. Возможно, именно это расположило Ибрагима.

В браке с Ибрагимом Нур-Султан родила двух сыновей: Мухаммед-Амина и Абдул-Латифа, а также дочь по имени Ковгоршад (или Гаухаршад). Будучи ханшей казанского престола, Нур-Султан завела переписку с великим московским князем Иваном III, что впоследствии способствовало установлению стабильных дипломатических отношений с Московским государством.

Брак с Ибрагимом продлился 12 лет. В 1479 году, хан был убит в результате неудачного похода против Вятской вечевой республики. После смерти Ибрагима правящая верхушка Казани разделилась на две партии. Одни высказались за то, чтобы казанский престол занял Ильхам (Али) — сын Ибрагима от другой его жены Фатимы. Вторая же партия поддерживала Мухаммед-Амина, которому на тот момент едва исполнилось 10 лет. В этой перспективе Нур-Султан должна была стать регентом при малолетнем сыне.

Однако этому не суждено было сбыться. Партия Ильхама победила. Взошедший на престол юный хан вынудил Нур-Султан покинуть Казань. Вполне возможно, он хотел обезопасить себя от еще одного политического противника. У Нур-Султан не было выхода, однако сдаваться вот так просто она не собиралась. Бывшая ханша продолжала развивать отношения с Иваном III. Уже позже, выйдя в третий раз замуж, она добилась соглашения о поддержке со стороны Руси того, что казанский престол станет достоянием потомков ее рода.

Третьим мужем Нур-Султан стал крымский хан Менгли Гирей. Как и в браке с Ибрагимом, Нур-Султан была не первой супругой хана, но вскоре снова стала старшей женой. Юные Абдул-Латиф и Ковгоршад сопровождали свою мать в поездке в Крым, в то время как Мухаммед-Амин проживал на территории Московского государства. Его переезд в Москву произошел с полного согласия матери.

На первый взгляд, этот шаг может показаться странным. Однако, скорее всего, здесь имел место политический расчет. Претенденты на казанский престол время от времени обращались за поддержкой к московскому великому князю. А Нур-Султан было нужно вернуть Казань своему сыну. Таким образом, этот шаг был выгоден обоим: московский князь получал возможность вырастить для себя лояльного казанского хана, а Нур-Султан — реальный шанс вернуть трон.

Дружба с Москвой

Третий муж Нур-Султан был правнуком Тохтамыша, владел неплохой конной армией и обладал немалым весом в татарском мире. Ко всему прочему, он имел достаточно любопытную биографию. Известно, что Крымским ханством некотрое время управлял его брат Нур-Девлет. А сам Менгли Гирей проживал в Кафе (нынешней Феодосии), контролируемой генуэзцами. Там он был захвачен 8 плен турками во время одного из османских рейдов и перевезен в Стамбул. В Стамбуле Менгли Гирея приговорили к смертной казни. Однако неожиданно турецкий султан Мехмед II помиловал его.

Неизвестно, как именно, но Менгли Гирею удалось склонить султана на свою сторону. В результате тот сверг с престола Нур-Девлета, отдав Крымское ханство своему фавориту. Взамен хан признал вассальную зависимость от Османской империи. Для султана не было лучшей возможности расширить свое влияние.

Помимо этого договора, Менгли Гирей вел активную дипломатическую деятельность. Нур-Султан полностью поддерживала его курс, внеся большой вклад во внешнюю политику Крыма. Она, как и прежде, прекрасно разыграла карту под названием «великий князь Московский Иван III».

Шли переговоры о заключении политического соглашения между Крымом и Москвой. Нур-Султан, явля-шаяся ключевым игроком на стороне Крыма в этой партии, поспособствовала тому, что, невзирая на все сложности и статус ее мужа как вассала Османского султана, соглашение состоялось. Согласно ему, был заключен союз Крыма и Москвы против Золотой Орды и Литвы, в обмен на помощь Московского государства в «приручении» Астрахани.

В 1487 году политические интриги Нур-Султан ожидал еще один триумф. Войско Ивана III взяло Казань, и московский князь посадил на казанский престол Мухаммед- Амина.

Спустя некоторое время Нур-Султан отправила туда и своего младшего сына Абдул-Латифа. Однако он не добрался до Казани. Иван III перехватил по дороге царевича и оставил у себя в качестве почетного пленника. Причиной тому были возникшие сложности в отношениях двух держав. Хан, продолжая на словах называть себя союзником и даже братом московского князя, не прекращал предпринимать периодические набеги на русские земли.

Княжеский приговор

В 1496 году Мухаммед- Амин был сброшен с престола шибанидским князем Мамуком. Но уже на следующий год шибаниды были изгнаны из Казани. Тогда московский князь, имея дружеское расположение к Нур-Султан, отдал престол младшему сыну ханши — Абдул-Латифу, считая его более надежным, чем Мухаммед-Амин. Однако расчет оказался неверен.

Абдул-Латиф, выросший при дворе Менгли Гирея, не был лоялен к Москве. В 1502 году, обнаружив свою прокрымскую ориентацию, он был лишен казанского престола. Абдул-Латифа сослали в Белоозеро. А затем, несколько лет спустя, он получил во владение город Юрьев-Повольский (нынешний Юрьевец). По сути это было продолжением почетного плена.

Такое положение дел в корне не устроило Нур-Султан. В 1510-м, после того как ее младший сын несколько лет провел в Московском государстве, она посетила Москву с целью добиться возможности освобождения для Абдул-Латифа. По прибытии ко двору великого князя Василия III, сменившего на престоле Ивана III, Нур-Султан незамедлительно начала переговоры.

Разумеется, о том, чтобы освободить Абдул-Латифа не могло быть и речи, и Нур-Султан это понимала. Она просила отпустить с ней младшего сына в качестве спутника в паломничество в Мекку и Медину. По обычаю того времени, женщина должна была совершать его в сопровождении мужа или близкого родственника. Правда, ханша уже ездила к святыням в 1494-1495 годах, в сопровождении брата. Так что, возможно, план состоял в том, чтобы Абдул-Латифа отпустили. А затем он вернулся бы в Крым.

Однако Василий III, вероятно, предполагал подобное развитие событий и желал сохранить козырь в рукаве. Поэтому он раз за разом отказывал крымской ханше. Упорные уговоры в течение нескольких лет не увенчались успехом.

Неуступчивость Василия могла быть не только следствием ухудшения отношений между Крымом и Москвой. Еще одной причиной, по которой Абдул-Латифа держали в Московском государстве, было нежелание лишний раз раздражать Мухаммед-Амина, вновь занявшего казанский престол. Ведь для него возвращение брата в Крым могло представлять определенную угрозу. В конце концов, Нур-Султан пришлось признать свое поражение и вернуться в Крым.

Крымская и казанская ханша Нур-Султан не была лицом государства и не играла непосредственной роли в политике. Однако ее дипломатический вклад в отношения между татарами и Московским государством оказался весьма весомым. Заключенные ей мирные договоры блюлись Крымским ханством до 1513-го, а Казанским — до самой смерти ханши, которая наступила в 1519 году.

Юлия Хузиева

На заставке: визит Нур-Султан в Москву в 1510 году.
Миниатюра из Лицевого летописного свода. Коллаж: © HistoryLost.ru. Фото: © Wikimedia Commons.

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии