Царская обитель

911

В городе Кострома, там, где одноименная река сливается с Волгой, стоит монастырь — один из известнейших в России. Многие россияне знают Свято-Троицкую Ипатьевскую обитель как колыбель династии Романовых, однако в хрониках монастыря упоминаются и другие значительные факты, сыгравшие немалую роль в истории страны.

Крепость на стрелке

История Ипатьевского мужского монастыря с самого начала тесно связана с жизнью правителей Русской земли. Предание гласит, что его основателем во второй половине XIII века был костромской правитель Василий Ярославич, младший сын Ярослава Всеволодовича, князя владимирского. Князь старался всячески обезопасить Кострому от набегов монголо-татар, хозяйничавших в русских княжествах. По преданию, однажды, возвращаясь с охоты, князь встретил близ стрелки, разделяющей реки Кострому и Волгу, большой отряд басурман, возвращавшихся после разорения ими ярославских земель. Не в силах сдержать ярости, видя наглость захватчиков, Василий приказал своим дружинникам перебить воров, отнять у них награбленную добычу, а уцелевших после избиения утопить в водах Святого (ныне Некрасовского) озера.

Такой смелый поступок непременно должен был вызвать страшную месть татар, результатом которой стало бы полное уничтожение Костромы. Вопреки ожиданиям князя, «карательная экспедиция» из Орды так и не нагрянула, но все же, готовясь к неминуемому набегу, Василий Ярославич поставил небольшую крепость близ памятной стрелки. Когда же стало ясно, что опасность миновала, князь заложил в стенах нового форта деревянный храм, названный в честь праздника Святой Троицы. При церкви была срублена небольшая келейка, в которой жил монах, денно и нощно молившийся о костромских землях и своем князе.

Видение ордынского мурзы

Настоящей же мужской обителью крепость Василия Ярославича стала спустя несколько десятилетий. В 1330 году приехал в русские земли татарский мурза Чет, намереваясь поступить на службу к московскому князю Ивану Калите. Неподалеку от Костромы ордынский гость тяжело заболел и совсем уже потерял надежду на выздоровление, когда случилось ему видение. Перед взором умирающего мурзы предстала Богоматерь в прекрасных одеждах, а к ее стопам припадали апостол Филипп и святитель Ипатий Гангрский. После этого видения Чет быстро поправился и, прибыв в Москву, принял православное крещение, взяв имя Захария. Обосновавшись на русских землях, Чет сделал неплохую карьеру и вскоре был пожалован богатой вотчиной, расположенной близ Костромы. Не забыв о своем чудесном исцелении, Захария Чет учредил в крепости князя Василия мужской монастырь, полностью перестроил порядком обветшавший храм Святой Троицы, добавив к нему большой придел святого Ипатия. Позаботился он и об укреплениях новой обители — монастырь, стоящий в важном стратегическом месте, был обнесен мощными деревянными стенами.

Надо сказать, что мурза-перебежчик стал родоначальником таких известных русских боярских фамилий, как Годуновы и Сабуровы, которые весьма трепетно относились к обители, основанной предком, именно там обустроив свои семейные усыпальницы.

«Преименитая лавра»

Расцвет обители пришелся на середину XVI века, вместе с возвышением рода Годуновых. Благодаря щедрым вкладам дяди будущего царя Бориса Годунова, Дмитрия Ивановича, на месте старого деревянного храма вырос огромный каменный собор, сам же монастырь был обнесен высокими кирпичными стенами, толщина которых достигала шести метров. В 1564 году территория обители украсилась новой шатровой церковью Рождества Богородицы и многочисленными каменными корпусами.

Когда же Борис занял трон государей московских, на Ипатьевский монастырь дары посыпались как из рога изобилия.

Кроме огромных денежных вложений обитель получала и обширные земельные владения. К началу XVII столетия обласканный царем монастырь стал четвертым среди крупных русских обителей-землевладельцев, а современники стали называть его «Преименитой лаврой».

Монахи-изменники

Годы Смутного времени стали для Ипатьевского монастыря периодом великого позора. В 1608 году обитель во главе с архимандритом Феодосием приняла решение примкнуть к Лжедмитрию II и разрешить его гарнизону расположиться на территории монастыря. К измене иноков подтолкнула элементарная жадность, так как не пожелали святые отцы откликнуться на просьбу Василия Шуйского помочь ему деньгами на новое вооружение войск.

Расположившись в монастыре, поляки, чувствуя свою безнаказанность, в течение года разоряли костромские земли, жгли деревни и грабили местных жителей. Бесчинства захватчиков подтолкнули костромчан к восстанию. В феврале 1609 года в городе вспыхнул бунт, и, после того как находящиеся в Костроме поляки были перебиты, ополченцы осадили Ипатьевский монастырь. Однако взять обитель было не так-то просто. Огромные толстые стены, на которых были установленные многочисленные пушки, стали непреодолимым препятствием для плохо вооруженных горожан-патриотов. Несколько месяцев длилась осада, а исход ее предрешил подвиг служивых людей Константина Мезенцева и Николая Косыгина, которые подвели подкоп под монастырские стены и, заложив туда бочку с порохом, взорвали часть укреплений, заплатив за это своими жизнями. Захватив обитель, ополченцы расправились с засевшими там поляками, утопив их трупы в Святом озере, где за несколько столетий до этого нашли свою гибель монголо-татарские мародеры.

Колыбель династии

Однако после освобождения от захватчиков костромских земель сражения Смутного времени для Ипатьевского монастыря не закончились. Осенью 1612 года в обители нашли надежное пристанище боярыня Романова — инокиня Марфа — с сыном Михаилом. Эта женщина, насильно постриженная в монахини Годуновым, имела большое поместье близ Костромы, куда и была сослана после пленения поляками ее мужа. Некоторое время Марфа и Михаил жили в своем родовом селе Домнино, но когда стало известно, что отпрыск Романовых стал главным конкурентом польского королевича Владислава 8 борьбе за российский престол, на молодого боярина была начата настоящая охота. Спас будущего государя простой крестьянин Иван Сусанин, который сумел вовремя предупредить инокиню Марфу о надвигающийся опасности, а посланный за Михаилом отряд поляков завел в самую глушь костромских лесов, из которой те так и не смогли выбраться. Вскоре в монастырь прибыло посольство Земского собора, сообщившее боярскому отроку и его матери об избрании Михаила Федоровича русским царем.

14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря состоялся торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, после чего тот вышел из храма уже государем всероссийским.

Воцарившись в Москве, молодой правитель не забыл монастырь, где он спасся в трудные для себя годы. Обитель была наделена новыми землями, а к ее западной стене пристроили Новый город — комплекс строений, обнесенный каменными стенами с несколькими башнями.

Николай II посещает палаты Романовых
Николай II посещает палаты Романовых

Практически все государи из рода Романовых считали своим долгом хотя бы раз в жизни посетить колыбель своей династии. Под их руководством перестраивались старые храмы и возводились новые, каменные корпуса, открывались ремесленные мастерские. В мае 1913 года Ипатьевский монастырь стал центром грандиозных празднеств, посвященных 300-летию дома Романовых. К этому событию приурочили открытие музея церковно-исторического общества.

Из «Текстильщицы» в музей

Надо сказать, что после Октябрьского переворота 1917 года Ипатьевской обители «повезло» больше, чем другим монастырям России. Несмотря на то что она была напрямую связана с императорской фамилией, новые власти не стерли монастырь с лица земли, а устроили там городок-общежитие для рабочих текстильной фабрики. Древние святыни обители были поделены между музеями Москвы и Костромы.

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря
Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря

Рабочий городок, прозванный в народе «Текстильщица», включавший в себя детский приют, клуб, танцплощадку и даже стадион, устроенный на территории Нового города, просуществовал до 1958 года, после чего весь комплекс монастыря был передан Костромского краеведческому музею. Тогда же началась интенсивная реставрация уцелевших храмов, а в монастырских корпусах разместились красочные и интересные экспозиции. В том же году на месте стадиона «Текстильщицы» открыли уникальнейший архитектурный музей-заповедник, куда со всех уголков Костромской области были собраны произведения русского деревянного зодчества. Экспонатами этого музея стали самые разные строения, от храмов XVI века до самых обыкновенных бань, построенных в позапрошлом веке. Надо сказать, что этот музей и сам монастырский комплекс пользовались большой популярностью у современников, ведь недаром же он стал декорацией к таким известнейшим фильмам, как «Жестокий романс» и «Очи черные».

В начале 1990-х музею пришлось немного «потесниться» и отдать территорию Нового города возрожденной монастырской общине, после чего архитектурный музей был вынесен за стены обители.

На сегодняшний день Ипатьевский монастырь является одним из уникальнейших туристических комплексов России, ведь только здесь возрожденная духовность мирно соседствует с богатыми экспозициями музея, рассказывающими о славном прошлом древней обители.

Елена Лякина

Комментарии

avatar
  Подписка  
Оповещать