Предшественники Гагарина

0
2169

Космическая эра, открытая Юрием Гагариным 12 апреля 1961 года, имела долгий предшествующий период, который до сих пор скрыт пеленой слухов и загадок. И самая главная из них — был ли Гагарин первым человеком в космосе, или у него все же имелись предшественники?

Космический старт Юрия Гагарина не случился в одно мгновение. Для того чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на космическую орбиту, человечество заплатило высокую цену. В том числе и жизнями тех, о ком до сегодняшнего дня ходят самые невероятные слухи.

Ракеты фюрера

Вернер фон Браун первым попытался запустить человека в космос, сначала в нацистской Германии, а потом в США. Но Сергей Королёв сумел его опередить.
Вернер фон Браун первым попытался запустить человека в космос, сначала в нацистской Германии, а потом в США. Но Сергей Королёв сумел его опередить.

Гитлеровская Германия на протяжении всего своего недолгого существования пыталась овладеть космосом. Самые большие достижения были связаны с именем знаменитого конструктора Вернера фон Брауна. Благодаря ему Третий рейх имел космическую программу, существование которой подтверждается архивами, захваченными советскими войсками и армией союзников в 1945 году.

Согласно этим документам немцы не только подошли к «дверям» космоса вплотную, но даже их приоткрыли. И связано это, прежде всего, с существованием ракет Фау-1, Фау-2 и двухступенчатой межконтинентальной ракеты А9/А10. И если Фау-1 и Фау-2 были предназначены для обстрела Москвы, Лондона, Нью-Йорка, то стотонная 29-метровая ракета А9/А10 предназначалась не только для раз-рушения, но и для полета в космос. 24 января 1945 года ракета отправилась в очередной полет с военного полигона в Пенемюнде. На ее борту находился пилот Рудольф Магнус Шредер. Однако уже на 10-й секунде с ней что-то случилось, и пилот, боясь мучительной смерти, раскусил ампулу с цианистым калием. Но ракета продолжила свой путь, вышла в открытый космос, после чего, потеряв управление, рухнула в Атлантику.

Кроме А9/А10, у нацистов существо-вала и сугубо «космическая» ракета Фау-3. Ею, кроме Вернера фон Брауна, занимались лучшие специалисты Третьего рейха — Штайдинг, Штулингер, Гиевский, Реес и даже «отец немецкой астронавтики» Герман Оберт. Для полета на этой ракете готовились десятки космонавтов, а их подготовкой руководил известный диверсант Отто Скорцени. Почему именно Скорцени — потому что поначалу эти ракеты предназначались для диверсионных целей. По некоторым данным, таких ракет было запущено около 30, хотя достоверных данных о результатах этих экспериментов, к сожалению, нет. Но, учитывая то, что у нацистов для экспериментов было очень мало времени (с апреля 1944 по январь 1945 года), вряд ли они смогли добраться до космоса.

На орбите — сын «отца народов»!

Невзирая на то, что Вернер фон Браун — «главный по космосу» в гитлеровской Германии — после войны оказался в США, наша страна в космической гонке оказалась победительницей. И не последнюю роль в этом сыграли те самые «космические» документы и специалисты, захваченные в 1945 году и доставленные в СССР.

К этому времени советское руководство и сам Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин уже понимали значение космоса. Поэтому, когда «отцу народов» доложили о том, что немцы создали «пилотируемые» ракеты (как Фау-2), он поручил изучить их опыт и использовать в своих целях. Этим проектом занимались известный ракетостроитель Михаил Тихонравов и Николай Чернышев. Тихонравов занимался ракетами на жидком топливе еще в 1930-х годах. Когда же он узнал, что немцы в этом деле продвинулись гораздо дальше, то написал письмо Сталину, подробно описав свой проект и высказав пожелание заняться этой проблемой вплотную. «Отец народов» этим заинтересовался, и вскоре КБ Тихонравова-Чернышева создало проект ракеты ВР-190, предполагавший полет двух космонавтов на высоту 190 километров. Проект этой ракеты был представлен Иосифу Виссарионовичу 20 июля 1946 года. По предложению Сталина ракету хотели назвать «Победа», а одним из космонавтов должен был стать сын вождя Василий Сталин.

Василий Сталин. Желание послать сына в космос у Иосифа Виссарионовича появилось ещё в военные годы.
Василий Сталин. Желание послать сына в космос у Иосифа Виссарионовича появилось ещё в военные годы.

И это вполне логично — рожденный в 1921 году, сын Сталина был боевым летчиком (на его счету 3 сбитых самолета и 6 — в составе группы), имел хорошее здоровье и подходил для полета по возрасту (впоследствии предельная возрастная планка составила 35 лет, хотя Георгий Береговой отправился в космос в 43 года). Разумеется, немалое значение имел и политический аспект: Сталину льстило то, что его отпрыск, сын полководца, разгромившего фашизм, станет первым человеком в космосе! Однако этот проект не состоялся — в те годы в СССР еще не было двигателя, способного вывести ракету на космическую орбиту. Кроме того, проект погубили интриги. Одним из главных противников этой ракеты оказался Сергей Королев, который считал проект неудачным и в подтверждение своей правоты выдвигал разные причины. Хотя главной причиной была обыкновенная обида. Королев сам хотел заниматься управляемыми полетами в космос и смириться с появлением конкурентов не мог. В конечном итоге Сталин к проекту остыл, а Василий после войны начал стремительно спиваться. Хотя советская авиация тех лет была обязана Василию Сталину практически всем — появлением реактивных самолетов Як-15, Як-17, бесперебойным снабжением топливом, высокой зарплатой, отличной экипировкой и обязательным дополнительным отдыхом в течение 10 дней в элитных санаториях Ялты, Сухуми или Сочи.

«Королевский» набор

Настоящий «штурм» космоса начался уже после смерти Сталина. Сергей Королев, который к этому моменту стал Главным конструктором, оказался талантливым организатором. Было понятно, что человек скоро окажется в космосе, и он должен быть самым достойным из достойных.

То, что выбор пал на Юрия Гагарина, было большой удачей. Крестьянский парень, умный, энергичный и чрезвычайно обаятельный, стал для землян вестником космической эры. Но по некоторым данным, у него все же были предшественники.

В этом ряду чаще всего называют три фамилии: Алексей Дедовский, погибший в 1957 году, Терентий Шиборин — погиб годом позже и Андрей Митков — погиб в 1959 году. «Официальная» космонавтика на протяжении 50 лет убеждала всех, что подобных «жертв космоса» никогда не существовало. И в самом деле, все, кто пытался найти какие-либо сведения о существовании этих людей, упирался в стену. Наверное, с этим можно было бы согласиться, если бы эту информацию не подтвердил немецкий ракетостроитель Герман Оберт. В одном из своих интервью он сказал, что знает о том, что в 1958 году на полигоне Капустин Яр состоялся запуск космической ракеты с космонавтом на борту. Ракета погибла, и об этом полете больше никто не слышал. Впоследствии Оберт отказался от своих слов, но ему никто не поверил.

Но если информация о трех «фантомных космонавтах» не подтверждается фактами, то в истории с еще одним «гагаринским предшественником» — космонавтом №0 Владимиром Ильюшиным — кое-какие факты есть. Правда, они настолько запутаны, что понять, что — правда, а что — вымысел, непросто.

Лётчик-испытатель Владимир Ильюшин. Есть версия, что он первый проложил дорогу в космос, но при приземлении случилась авария.
Лётчик-испытатель Владимир Ильюшин. Есть версия, что он первый проложил дорогу в космос, но при приземлении случилась авария.

Еще в апреле 1961 года, сразу после полета Гагарина, в одной из американских газет сообщалось, что первым космонавтом Земли был Владимир Ильюшин — сын известного авиаконструктора. Говорилось о том, что за неделю до полета Гагарина Ильюшин на космическом аппарате «Россия» трижды облетел Землю, однако вследствие сбоя в системе приземления космический корабль упал на территории Китая. Космонавт выжил, и китайские спецслужбы отправили его в один из монастырей, где его лечили методами нетрадиционной медицины. Но вследствие полученных травм первого космонавта нельзя было показать публике, и тогда пришлось срочно запускать в космос дублера — улыбчивого и обаятельного Юрия Гагарина!

Советская сторона, да и сам Ильюшин, тут же выступили с опровержением этого слуха. И с ним можно было согласиться, если бы не два момента: во-первых, газета, опубликовавшая сообщение, принадлежала компартии США (они по партийным каналам могли знать больше, чем следовало). Во-вторых, Ильюшин в это же время в самом деле лечился в Китае у тибетских монахов — у него были травмы, полученные в результате… автомобильной аварии.

Кому здесь верить, не ясно. Но мог ли обычный советский человек (пусть даже летчик-испытатель, как Ильюшин) в 1961 году, получив травму в ДТП, поехать на лечение в тибетский монастырь?..

Увы, история пишется не только победителями. Историю пишет еще и тот, кто оказался более удачлив.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here