Иона: проповедь для врагов

2567

Имя пророка Ионы знают даже те, кто никогда не читал Библию. И не удивительно: пророк был проглочен, а затем исторгнут китом, не получив никаких повреждений.

И если бы этот невероятный случай не был описан в Священной книге, он бы так и остался в ряду невероятных курьезов…

Случай с Ионой, который был проглочен китом, но выбрался оттуда невредимым, полтора века назад был предметом большой дискуссии. Изучив все за и против, ученые сделали вывод: в этом случае уцелеть невозможно, поскольку действие желудочного сока на попавший внутрь объект смертельно. К тому же кит не способен проглотить человека, его ротовой аппарат снабжен своеобразным решетом для просеивания воды и добычи планктона. Иными словами, пророка Иону никак не мог проглотить кит. Но тем не менее в Библии Иона подвергся именно такому испытанию.

Сын вдовы

Будущий пророк, если считать его историческим лицом, жил примерно в VIII-IX веках до нашей эры. Исторический возраст Ионы определяют приблизительно по упомянутым в тексте известным в библеистике персонажам — еврейским и ассирийским царям.

Из Ветхого Завета мы знаем, что Иона родился в городке Гефахофер, расположенном недалеко от Назарета. Его отцом был некто Амитай, человек благочестивый и преданный Богу, но рано умерший. После него осталась вдова с новорожденным мальчиком, которого нарекли ласковым именем Иона — «голубок» по-еврейски. Так что Иона — это первый библейский персонаж, которого можно назвать сыном вдовы. Так же как другому сыну вдовы, великому архитектору масонов мастеру Хираму, ему были открыты тайные знания. По дошедшим до нас житиям Ионы его мать была очень близка к кругу пророка Илии. Согласно этому преданию, в малолетстве Иона умер и был воскрешен этим пророком. Очевидно, после этого мальчика, по еврейской традиции, посвятили Богу. Некоторые тексты упоминают, что его отдали в ученики к другому еврейскому пророку — Элиши.

Возвращение чудесным образом к жизни открыло ему чудесный дар прорицания. Современные исследователи считают, что пророк Иона страдал эпилепсией, а его смерть была мнимой и произошла в результате сильного эпилептического припадка.

Единый Бог — единое государство

Израильское царство в годы жизни Ионы было небольшим и очень воинственным государством. Оно вступало в постоянные конфликты с более сильными и враждебными соседями из Месопотамии. Многие специалисты относят время действия Книги пророка Ионы к временам Маккавеев, когда евреи уже вернулись из вавилонского плена. Израилю грозила потеря государственности, и все это время его сопровождали разные бедствия: массовые эпидемии, голод, засуха и повальные смерти жителей.

Согласно Библии, Ионе была поручена миссия донести весть о едином Боге и славе Израиля враждебным соседям. Библия называет город грешников, в который должен явиться Иона со своим пророчеством, — Ниневия. Правда, библеисты сомневаются, что это ассирийская Ниневия, и считают эту Ниневию просто крупным восточным городом, название которого неизвестно. Зато хорошо известны израильские цари Иохаз и Иеровоаим, а также предшествовавший им Иосия. Эти соседи действительно представляли серьезную опасность. Они отвоевали земли, которые считались еврейскими. Единого израильского государства не существовало, а были два царства — Израильское и Иудейское. Евреи мечтали о сильной единой стране и в прежних границах. Иона и был рупором этой объединительной идеи.

Постился в желудке чудовища

Книга Ионы впервые в еврейской истории затронула тему о месте пророка и его предназначении. Каким-то образом Иона оказался в приграничных землях, где ему и явился Бог, который воззвал к нему и дал тяжелое задание — идти в город Ниневию, чтобы там объявить его жителям о своем гневе. Гнев Божий всегда грозил грешникам одним и тем же — скорой и страшной смертью. Иона, вняв словам своего Бога, сильно испугался. Он не хотел идти в Ниневию. Кроме того, он не хотел идти в Ниневию с такой устрашающей вестью. Не то чтобы Иона сожалел о заблудших грешниках, считавшихся врагами — он, скорее, боялся приема, который окажут такому вестнику смерти жители Ниневии.

Исход подобных прорицаний был вполне ему очевиден — сдерут кожу или бросят в яму. А Иона был достаточно молод и еще хотел немного пожить. Поэтому он от участия в безнадежном предприятии уклонился. Напротив, осознав, что, собственно, требует исполнить Бог, Иона поспешно собрал вещи и сел на корабль, отправлявшийся в Фарсис, расположенный по другую сторону Средиземного моря, в нынешней Испании. Во времена Ионы Фарсис был колонией финикийцев. Там Иона собирался отсидеться и избежать Божьего гнева. Но не тут-то было. Бог решил преследовать своего пророка, пока тот не выполнит назначенную ему миссию.

Только Иона успокоился, как на корабль обрушилась страшная буря. Моряки вынуждены были сбросить в море весь балласт вкупе с товарами, которые они везли в Фарсис. Но буря не утихала. Тогда они стали думать, что бурю навлек на них кто-то из пассажиров. И Ионе пришлось признаться, что он и есть виновник обрушившегося на корабль шторма. Он сам вызвался стать кормом для рыб, если нет иного выхода. Выхода, очевидно, не нашлось. Моряки выбросили Иону за борт. Буря тут же прекратилась, а Иону проглотил кит.

Кит, по библейской версии, был послан Ионе как наказание за ослушание и в то же время как средство спасения. Внутри кита Иона провел три дня и три ночи. Все это время несчастный молился и взывал к совести Бога. Но только когда он признал свою вину и пообещал Богу выполнить задание, пророк был исторгнут из чрева кита целым и невредимым. Исследователями трехдневное заточение Ионы в ките и последующее его освобождение соотносятся с распятием Иисуса Христа на кресте и Его воскресением через трое суток. Так же, как Иона, Иисус в молитве, произнесенной в Гефсиманском саду, просит Бога избавить его от страшной смерти на кресте, и точно так же Бог игнорирует эту просьбу и посылает его исполнить свое предназначение. Вероятно, именно Книга пророка Ионы послужила основой для формирования мифа об Иисусе Христе.

Некоторые светские исследователи Библии считают, что Иона не был в чреве кита. Просто он три дня провел в добровольном заточении, чтобы помолиться и смирить плоть. Иона хотел подготовить себя к предстоящей миссии.

Смирение в обмен на земли

Избежав смерти, Иона отправился в Ниневию. Там он объявил жителям, что израильский бог ими сильно недоволен, и предсказал скорую гибель, если они не исполнят воли этого чужого для ассирийцев божества. Иона был, очевидно, так красноречив, что чужеземный царь внял его пророчествам, устрашился и приказал всем жителям своей страны поститься в течение сорока дней. Библия введение сорокадневного поста ставит в заслугу Ионе и еврейскому богу. На самом деле такой пост был известен за столетия до Ионы в странах Месопотамии и связывался с местными культами богов. Вполне вероятно, эта практика была перенята евреями во время ассирийского или вавилонского пленения.

Археологи нашли несколько клинописных текстов, где ассирийские правители вменяли пост подвластным им вассалам как средство выказать почтение и покаяние верховному божеству. Иными словами, так в Месопотамии выражалась преданность верноподданных жителей своему властелину, который был по совместительству и главным богом. Сомнительно, чтобы население Месопотамии ввело такой пост ради избавления от гнева божества своих соседей. Не помогло бы даже присутствие чудесно спасенного Ионы. Но Книга пророка соотносит ассирийский пост с пророчеством Ионы. И после покаяния и поста еврейский Бог проявляет к ассириянам милость — он прощает им грехи. На языке истории этот пассаж объясняется просто — наконец-то израильтянам, которые вели бесконечные войны, удалось отвоевать у Ниневии свои потерянные прежде земли! И Бог, прощая им грехи, одобряет их смирение, придавая этому факту законную форму.

О дальнейшей жизни Ионы практически ничего не известно. По одним сведениям — вернулся в родной город. По другим — так и остался в Ассирии. Смерть пророка тоже окутана туманом. Одни древние тексты помещают его могилу вблизи Ниневии рядом с городом Мосул, другие указывают все-таки на Гефахофер. В Средние века арабские экскурсоводы охотно показывали обе утраченные позже гробницы. Прежние хозяева этих земель, римляне, тоже хранили память об Ионе. Не мудрствуя лукаво, они почитали обе гробницы.

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии